«КТО ТЫ БЕЗ СВОЕГО БРОНИРОВАННОГО КОСТЮМА?»


 «Чтобы научить математике, не нужно ничего, кроме доски и мела». Эту фразу с вариациями в названии отрасли научных знаний от своих коллег слышали многие педагоги. С утверждением можно согласиться или поспорить. Но результаты освоения образовательных программ обучающимися, имеющие стабильную тенденцию к снижению заставляют задуматься. Посетите занятия коллег. В подавляющем большинстве случаев это традиционные  по структуре и методике школьные уроки. Начинается занятие, студенты ждут вступительную речь преподавателя, в которой зачастую даже не звучат задачи урока, затем – устный или письменный опрос, выполнение заданий, опять речь преподавателя, которая плавно перетекает в рассказ или лекцию, после этого студенты получают домашнее задание. За партами сидит поколение, которое уже не представляет мир без интернета, мобильных устройств и состояния «всегда на связи». А обучает их ещё поколение тех, кто взрослел, учился, получал профессиональное образование без постоянного доступа к сети, без привычки использовать информационные ресурсы в повседневной деятельности. Педагоги из урока в урок с упорством работают над формированием аналитического мышления, развитием учебных навыков и т.п., но все чаще произносят: «не читают», «не могут повторить», «не умеют писать»… Но при этом замечают у обучающихся способность быстро ориентироваться в большом разнообразии противоречивой информации в глобальной сети, выбирая нужную им информацию для решения учебных задач.

На основе доклада экспертного совета Global Education Futures в 2010 создана карта развития образования до 2035 года.[1] Составители отметили на ней явления, которые будут определять перемены в сфере образования в ближайшие десятилетия. Среди них: появление в школах детей, имеющих проблемы различения реального и виртуального мира; увеличение дефицита внимания; отмирает необходимость выражать свои мысли точно - изменение или отмирание культуры письменной речи для значительной доли населения вследствие использования рекомендательных систем и систем автоподбора; растет поколение, выросшее в игровых средах (дополненная реальность с Achieve-логикой), имеет искаженную или крайне неустойчивую систему ценностей; конец «человека Возрождения» - резкое снижение способностей работы с нестандартными вызовами, исчезновение трансдисциплинариев и универсалов как следствие прихода нового поколения дислексантов. Некоторые из этих явлений уже сейчас определяют развитие прикладной и теоретической педагогики. Разработчики международных образовательных платформ прогнозируют, что всего через пару десятилетий ученики будут обращаться за помощью не к преподавателю, а к электронному ассистенту брейн-тренеру или тьютору. Автоматизация и удалённое обучение, онлайн-обучение, смешанное обучение уже не являются прерогативой только элитного образования. Кураторы онлайн-курсов, веб-психологи, тьюторы, разработчики образовательных траекторий, техники образовательных игровых сред - это специализации педагогической профессии, программы профессиональной подготовки по которым уже предлагаются в европейских университетах. В российских же реалиях развития образования педагог – широкий специалист. Он должен быть «одновременно актёром, полицейским, учёным, тюремщиком, родителем, инспектором, рефери, другом, психиатром, учётчиком, руководителем и воспитателем, судьёй и присяжным, властителем дум и составителем отчётов, а также великим магистром классного журнала…» (Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»).

В использовании инновационных технологий и образовательных методик, ИТ-инструментов практики образования видят возможность создания нового формата эффективного учебного взаимодействия между обучающимся и педагогом.  Имеющая давнюю историю, но набирающая в 21 веке популярность, технология смешанного обучения предполагает гибкое сочетание коллективного и индивидуального, очного и дистанционного обучения, обеспечивает активное участие обучающегося в выстраивании траектории, выборе методик и формировании содержания образовательного процесса. ИКТ-компетентность преподавателя в таком формате взаимодействия становится одним из критериев профессиональной пригодности. Преподаватель в новой роли тьютора, ассистента должен владеть актуальной информацией об уровне знаний, навыков, умений каждого обучающегося на любой момент времени; должен планировать и определять систему образовательных воздействий, которые позволят обучающемуся перейти на новый этап образования.

В реальности преподаватели требуют уже готовый, разработанный без их участия комплексный ИТ-продукт, готовый к применению в педагогической деятельности. Таких продуктов на рынке отечественного образования в настоящее время нет. Но современное информационное пространство предлагает огромное разнообразие бесплатных инструментов для создания  информационных образовательных ресурсов. Образовательный контент преподавателями сейчас интенсивно переводится в цифровой формат, и этот материал можно легко и быстро включить в работу по созданию электронного учебного или образовательного сайта. В глобальной сети действует большое число педагогических сообществ, где есть возможность ознакомиться, проанализировать или поделиться опытом использования образовательных информационных ресурсов.

На основе многолетнего опыта авторов по сопровождению разработки  преподавателями колледжа электронных учебных курсов на платформе LMS MOODLE можно вывести следующие тезисы в качестве методических рекомендаций по созданию образовательного информационного продукта:

1.  Запланируйте время  и определите место работы над созданием и внедрением информационного ресурса в общей системе вашей педагогической работы.

2.  Приступая к разработке ресурса, отталкивайтесь от планируемых результатов. Результат педагогической работы - это не оценки в журнале, а успешные специалисты.

3.  Определите, какие задачи будет решать ресурс в вашей педагогической деятельности. Задайте себе вопрос: «На что способны мои ученики?».

4.  Определите, у всех ли обучающихся будет свободный и постоянный доступ к вашему ресурсу. Планируйте свой график и график работы обучающихся с ресурсом заранее.

5.  Выберите модель/модели смешанного обучения, в которой Вы будете использовать ресурс (к примеру, очень интересны принципы «перевернутого класса»).

6.  Начните с одной дисциплины, с серии занятий. Сконструируйте информационный модуль (лекционный материал в различных форматах, интерактивные задания, диалог в режиме он-лайн и др.). Ознакомьтесь с принципами педагогического веб-дизайна. Не размещайте убогих презентаций, дублирующих материал, изучаемый на занятии в классе. Ваш ресурс должен стать не «кладбищем» для старых pdf-файлов и картинок из интернета, а живым учебником. Продумайте интерфейс и систему навигации, используйте инструменты справок пользователя и  возможность использования фильтров поиска информации.

7.  Структурируйте ресурс для постоянного использования в процессе обучения, обращайте внимание обучающихся постоянно, учитывайте и поощряйте активность в работе с ресурсом, в выполнении заданий. Отмечайте посещаемость как на очных занятиях.

8.  Используйте как можно больше разнообразных инструментов обратной связи с обучающимися. Реализуйте давно утвердившийся педагогический принцип «Вопросы важнее ответов». Начинайте применять инструменты Padlet, myHistro, EdPuzzle, Teachem, eduCanon, Pliсkers, Socrative, Kahoot!, Survey Monkey, Google Forms. Часть из них русифицирована.

9.  Спланируйте, как будете оценивать и учитывать результаты обучения. Ознакомьте учащихся с критериями.

10.           Объясните обучающимся, а лучше составьте инструкцию по работе с ресурсом.

И, главное, никогда не дублируйте в создаваемом информационном ресурсе свою педагогическую деятельность на очных занятиях. Если Вы придерживаетесь традиционных форм учебных занятий, сторонник «доски и мела» как педагогических инструментов, ничто не помешает Вам использовать педагогически продуманный, разработанный Вами информационный ресурс во внеурочной деятельности с талантливыми или «отстающими» обучающимися. И Вы всегда сможете ответить на вопрос: «Кто ты без своего бронированного костюма?».

Электронные ресурсы:

1.  Будущее образования: глобальная повестка.[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://map.edu2035.org. – Заглавие с экрана.- (Дата обращения:8.01.2016).


Последнее изменение: Четверг, 5 июля 2018, 12:40